Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

На Берлинском музыкальном фестивале соревнуются лучшие оркестры

Второй эшелон наезжает на пятки первому

Ведомости / Четверг 12 сентября 2013
Презентация оркестрового искусства достигла апогея в три дня, когда в Большом зале Берлинской филармонии выступали три по-настоящему экстраклассных коллектива.
Даниэле Гатти дирижировал Королевским оркестром амстердамского Концертгебау. Марис Янсонс — оркестром Баварского радио, причем, завершая долгий тур по летним фестивалям, они сыграли совсем не те программы, которые представили в Зальцбурге и Люцерне: в Берлине баварцы исполнили два сложнейших Концерта для оркестра — Лютославского и Бартока. Дважды выступил Берлинский филармонический оркестр со своим шефом Саймоном Рэттлом — на правах хозяина и резидента фестиваля. Оркестровый марафон стал состязанием в мастерстве — захватывающим почище футбольного матча.
Каждому оркестру было чем похвалиться. Амстердамскому Концертгебау — изысканно-деликатной, тембрально тонко градуированной манерой игры и умением в единый миг, по мановению руки дирижера, набрать неслыханную мощь и грозную величавость звучания — как бывало при исполнении «Ромео и Джульетты» Прокофьева.
Баварскому оркестру радио — живым, заинтересованным, дружным, по-детски непосредственным музицированием: каждый изгиб музыкальной фразы, каждый поворот формы воспринимается и подается баварцами как чудо. Невооруженным глазом видно, как они радуются самому процессу музицирования, как любят своего шефа и благоговеют перед ним. Именно с баварским оркестром Марис Янсонс достиг абсолютного понимания: между дирижером и оркестром давно установлена неразрывная связь, они стали единым целым (неудивительно, что оркестр продлил контракт с любимым дирижером до 2018 года).
И наконец, Берлинские филармоники: аристократы оркестровой игры, они раскрываются с сэром Саймоном Рэттлом как исключительно интеллектуальный коллектив, превыше всего ценящий перфектность и ясность звучания, изощренность фразировки и слитность ансамбля.
А ведь на фестивале сыграл еще и очень неплохой оркестр Deutsche-Oper Berlin, руководимый бравым шотландцем Доналдом Ранниклсом. И оркестр берлинского Концертхауса, покоривший непринужденностью и изяществом звучания.
Последний коллектив сильно и быстро прибавил в качестве после назначения главным дирижером Ивана Фишера, теперь он явно выигрывает у своего непосредственного соперника — Deutsches Symphonie Orchester Berlin. Однако оркестр Концертхауса представил оригинальную программу не со своим шефом, но с необычайно одаренным дирижером молодого поколения Иланом Волковым. Волков покорил своим безошибочным чувством формы и верного темпоритма. Он продемонстрировал важнейшие качества для дирижера — умение почувствовать и выстроить кульминацию так, чтобы вершина дуги, высшая кульминационная точка была взята в нужное время с правильным динамическим напором — как замковый камень в готической арке. В программе Волкова Фортепианный концерт Бриттена (с блестящим британским пианистом Бенджамином Гровенором) соседствовал с его же Sinfonia da Requiem, в которой переливались благородные тона эмоционального спектра, от печали до безысходной скорби. Концерт завершился раритетной Рапсодией для оркестра Яначека «Тарас Бульба», три части которой последовательно рисуют смерть Андрия, Остапа и самого Тараса.
Музыка из Восточной Европы, которую в больших количествах включил в фестивальные программы арт-директор Винрих Хопп, подбрасывает хороший хворост для демонстрации мастерства лучшим западноевропейским оркестрам.
Берлин
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков