Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Координационная группа, лекция, Минкульт, новые члены АТК, письмо, премия АТК, Седьмая студия, следственный комитет, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, экспертиза
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

«Фальстаф» на Зальцбургском фестивале: Сон о веселой юности

Режиссер Дамиано Мичиелетто поселил персонажей поздней оперы Верди на вилле для престарелых артистов

Ведомости / Среда 07 августа 2013
На диване посреди стильной гостиной спит толстяк, сладко причмокивая во сне пухлыми губами. Он не реагирует на попытки медсестры разбудить его: слишком хорошо там, в царстве сна, где к его услугам сонм юных дев, вволю вкусной еды и крепкого вина. Вокруг кто-то тихо разыгрывает на рояле ноктюрн Шопена, медсестры в накрахмаленных до хруста чепчиках везут в колясках опрятных старичков, дамы разложили карты. Это Casa Verdi, вилла в Милане, в которой Верди в 1896 году устроил на собственные средства действующий по сей день дом для пожилых певцов и музыкантов. И сам упокоился там же, под могильной плитой в саду виллы.
Так начинается спектакль, в котором времена Верди, Шекспира и наше время соединены в тугой пучок. Во сне Фальстафа оживают призраки прошлого, они появляются в окнах, настойчиво стучат в стекла, лезут в дом. И только тут вступает оркестр. За пультом стоит вальяжный Зубин Мета, с неподражаемым изяществом он ведет оркестр Венских филармоников, сообщая партитуре Верди упругую пластичность фразировки, нагнетая в звучание воздух и сообщая игре музыкантов «легкое дыхание».
Персонажи из сна Фальстафа одеты в условные костюмы ХIХ века; однако же любая дама в Зальцбурге сочла бы наряды Алисы Форд, Нанетты или миссис Квикли вполне актуальными. На поклонах курпулентный Амброзио Маэстри — Фальстаф неожиданно выходит в роскошном театральном костюме шекспировской поры, шитом золотом. И тем соединяет времена Шекспира, Верди и современного Зальцбурга, где царствует эклектика стилей и эпох.
В спектакле пели исключительно итальянцы, носители вокальной школы бельканто. Практически все демонстрировали отличное владение приемами parlando, а напоследок виртуозно спели сложную девятиголосную фугу, без единой помарки или неточности. Фьоренца Чедолинс (Алиса Форд) убедительно изображала властную тигрицу, предводительницу дам, но звучала напряженно, не слишком красиво. Массимо Кавалетти (Форд) украсил звучным баритоном вокальный ансамбль. Мило и нежно звучало сопрано Элеоноры Буратто (Нанетта), сплетаясь с мягким, сладким тенором Хавьера Камарены (Фентон). Но доминировал в ансамбле, конечно же, жовиальный Амброзио Маэстри.
Несмотря на грузность, Маэстри двигается с неподражаемой слоновьей грацией: его звучный баритон отменно громогласен — не случайно его каждый год зовут в «Арена ди Верона». Толстяк с удовольствием поедает с ложечки пышный кремовый торт, преподнесенный льстивой Миссис Квикли (Элизабет Кульман). По-свойски разбирается с собутыльниками, резонерствует, волочится за горничными, изнывает от блаженства, окруженный ночными нимфами в неглиже, сладострастно прикладывается к стройным ножкам в кружевных чулочках. Тяжелее всего ему приходится, конечно, в сцене, где разъяренный ревнивец Форд ищет его по всем углам дома и потрошит корзину с грязным бельем. Певцу пришлось, кряхтя, опуститься на колени и зарыться в огромную простыню с узором в цветочек: простыня оказывается такой огромной, что преследователи незадачливого любовника накрывают ею всю гостиную целиком.
Однако, несмотря на веселую путаницу, кучу смешных трюков и эскапад, спектакль получился скорее грустен, чем весел. Старые люди живут в старом доме и с щемящей тоской вспоминают, как весел и прекрасен был мир. Вот почему в любовном дуэте Фентон и Нанетта в какой-то момент оказываются за спинами пожилой пары. Они поют, а вместе с ними беззвучно разевают рты старики, трогательно обнимаясь, нежно, со стариковской неуклюжестью поглаживая морщинистые лица. И мы понимаем: это и есть Фентон и Нанетта, постаревшие на полвека, но по-прежнему любящие друг друга. Эта сцена — самый пронзительный момент спектакля. Получается, что сны Фальстафа, от которых он никак не хочет пробуждаться, — это его бегство в прошлое, подмена грустной стариковской жизни реальностью сонной мечты, в которой он живет полнокровно и ярко.
Зальцбург
Публикации
По какому театру мы тоскуем?
Журналист Сандалов и критик Киселёв: восемь публичных мыслей о театре, который перестал существовать, оставив после себя «фантомные боли»
ВОмске.ru / 30 марта 2018

«Я не могу ничего сделать. Это унизительно и достаточно нелепо»
Интервью режиссера Юрия Бутусова. Он ушел из театра имени Ленсовета, актеры хотят его вернуть, мэрия против
Meduza / 23 марта 2018

Театральные критики выступили за возвращение Юрия Бутусова в театр Ленсовета
Телеканал "Культура" / 22 марта 2018

В театре имени Ленсовета после ухода Бутусова обострилась конфликтная ситуация
Одни пишут письма в защиту, другие поддерживают увольнение худрука.
Телеканал "78" / 22 марта 2018

Зарецкая об увольнении Бутусова: городу не нужен художник
© Интернет-телевидение «Piter.TV» / 22 марта 2018

Юрий Бутусов: Не хочу никаких «если»!
Режиссер прокомментировал просьбу критиков оставить его в руководстве Театра Ленсовета
Daily Storm / 22 марта 2018

Критики просят Полтавченко вернуть Бутусова в театр имени Ленсовета
Известия / 20 марта 2018

О роботах на сцене и новых технологиях театра омичам расскажет легендарная Дина Годер
Ассоциация театральных критиков и Омский театр драмы продолжают лекционный проект «Театр XXI века»
ВОмске.ru / 17 февраля 2018

Театральные критики призвали спасти журнал «Современная драматургия»
Colta.ru / 24 января 2018

Театральные критики просят Минкультуры сохранить журнал "Современная драматургия"
ТАСС / 24 января 2018

Павел Руднев прочитает лекцию в омском Драмтеатре
Лекция пройдет в рамках проекта «Театр XXI века», организатором которого является Ассоциация театральных критиков
ВОмске.ru / 09 января 2018

Международная ассоциация театральных критиков протестует против домашнего ареста Кирилла Серебренникова
International Association of Theatre Critics / 18 декабря 2017

Язык российской современной драматургии. Читает Анна Банасюкевич.
Ассоциация театральных критиков и Омский государственный академический театр драмы представляют лекционный проект АТК «Театр XXI века».
Омское отделение СТД / 17 декабря 2017

Спектакль "Старик и море" признан лучшим в этом году
Ассоциация театральных критиков назвала победителей этого года. В номинации "Спектакль года" лучшим признан "Старик и море" Анатолия Васильева.
Радио "Культура" / 14 декабря 2017

Ассоциация театральных критиков назвала Алексея Малобродского человеком года
Meduza / 13 декабря 2017

Ассоциация театральных критиков назвала "Человеком года" продюсера Алексея Малобродского
АТК также отметила деятельность режиссера Кирилла Серебренникова, подчеркнув его "экстраординарную верность профессии"
ТАСС / 13 декабря 2017

Первый Форум негосударственных театров проходит в Петербурге
Вместе с Ассоциацией театральных критиков России Форум проводит серию открытых лекций
Комсомольская правда / 17 ноября 2017

Новосибирских блогеров приглашают в театральную школу
С 3 по 6 декабря при поддержке Союза театральных деятелей Российской Федерации на базе Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» пройдут бесплатные занятия «Школы театрального блогера»
Академия новостей / 13 ноября 2017

В Омском академическом театре драмы будут читать лекции для горожан
Ассоциация театральных критиков займется просветительской работой
Новый Омск / 08 ноября 2017

Все публикации