Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

«Онегин» с гостевыми составами: Однофамильцы, а не родственники

Диана Вишнева вернула балету Крэнко психологизм, а танцовщики из Штутгарта сделали его современным

Ведомости / Четверг 25 июля 2013
Представители Штутгартского балета и Американского балетного театра предъявили совершенно непохожие версии постановки Джона Крэнко. Но обе заставили поверить, что «Онегин» действительно принадлежит к вершинам хореографии ХХ в.
Премьера «Онегина» разделила московскую балетную публику на два лагеря. Один негодовал, что балет английского классика извратил оригинал Пушкина (действительно, коли Ольга с Татьяной лично явились на дуэль, к чему Онегину убивать Ленского?). Другой обнаружил, что святочные гадания в цветущем саду и празднование Татьянина дня летом прекрасны, если исполнены красивейшими ногами звезд Большого театра — их набралось на целых четыре состава. Изучив эти ноги, «Онегина» хотелось забыть — как красивую, но не снесшую бега времен стандартную балетную мелодраму.
Но увидеть Диану Вишневу, танцующую «Онегина» в Американском балетном театре, стоило хотя бы ради того, чтобы понять, почему балерина, перетанцевавшая балеты всех времен и народов, билась за право станцевать Татьяну в картонном балете Крэнко. Ее не знающая сбоев техника позволяет сосредоточиться на роли, не отвлекая и зрительского внимания от опасности накрученных поддержек, беспрерывно следующих одна за другой в дуэтах с Онегиным. Однако между этими дуэтами Крэнко оставляет обширные «белые пространства» — и их балерина превращает в «адажио взглядов». И хотя Марсело Гомес путает Онегина с мистером Дарси, он разыгрывает с Вишневой и дуэты, и мизансцены с такой точностью, что они просятся на кинопленку. Слабеющие, будто отказывающиеся двигаться ноги балерины после отповеди Онегина в первом акте и каменная статичность финала, сменяющая тяжелый в своей безысходности бег за Онегиным, пришли из спектаклей советского драмбалета, который был готов пожертвовать и красотой, и танцевальностью ради психологической выразительности.
Но если Вишнева приблизила свою Татьяну к пушкинской методом ювелирной аранжировки канонического текста, то штутгартская сборная (в Москву приехал квинтет исполнителей всех ведущих партий) танцует «Онегина» так, будто он поставлен не полвека назад, а вчера специально для этих артистов. Ни крайне неудобные адажио, в которых утоплены Ленский с Ольгой, ни рискованные «стульчики» и «рыбки» Татьяны и Онегина в их исполнении не вызывают никаких ассоциаций с трюками и рекордами виртуозности. При этом рука, вытянутая в арабеске, фиксирует не точную позицию, придающую идеальную красоту позе, а поэтическую устремленность Ленского (здесь особенно эффектно академическое «чистописание» Фридемана Фогеля). Коварные туры в аттитюде с выходом в четвертую позицию отмечают вальяжность Онегина (Эван Макки вообще ликвидировал пропасть между Онегиным Пушкина и Крэнко). А падение Татьяны на пол в финальном адажио — знак ее духовной смерти (Алисия Аматриан и руки складывает, как упавшая в финале сцены сумасшествия Жизель). Когда-то этой вере в безграничную правдивость жеста мир научил русский балет. На «Онегине» есть шанс вернуть ее обратно.

Дом, который построил Джон
Штутгартский балет — такой же «дом Крэнко», как Мариинский театр — «дом Петипа», а New York City Ballet — «дом Баланчина». За десяток лет хореограф превратил его из провинциальной труппы в коллектив с мировым именем. В этом году исполняется 40 лет со времени смерти Крэнко, но его спектакли по-прежнему составляют значительную часть штутгартского репертуара.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков