Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Открывается фестиваль в Байройте: Прольется нефть

Постановка грандиозного цикла «Кольцо нибелунгов» доверена леваку и хулигану Франку Касторфу

Ведомости / Среда 24 июля 2013
В центре мировой империи Вагнера, на Зеленом холме, перед Фестшпильхаусом, вновь расстилают красную ковровую дорожку. В день открытия фестиваля на нее ступят канцлер Германии Ангела Меркель, президент Иоахим Гаук, министр культуры Берндт Нойманн, видный баварский политик Эдмунд Штойбер и другие официальные лица, а также представители бизнес-элиты страны и члены аристократических семей.
Фестиваль откроется прошлогодней премьерой — «Летучим голландцем» в постановке Яна Филиппа Глогера с харизматичным Кристианом Тилеманном за пультом. Но уже на следующий день начнется грандиозное «Кольцо нибелунгов» — цикл из четырех опер, 16 часов чистого звучания в новой постановке 62-летнего «плохого парня» немецкого театра Франка Касторфа — ниспровергателя канонов, анархически расправляющегося с классическими текстами европейской драматургии.
Касторфа пригласили на постановку довольно поздно, когда переговоры с Вимом Вендерсом, видным кинорежиссером, зашли в тупик. И тогда сестры Вагнер, правнучки композитора, совместно управляющие фестивалем, извлекли «запасной вариант» — Касторфа, проделав это с быстротой и ловкостью фокусника, извлекающего кролика из цилиндра.
До этого Касторф вступал на территорию оперы лишь спорадически. За всю жизнь он сделал две постановки: «Отелло» Верди в Базеле и «Якоб Ленц» Вольфганга Рима на Венском фестивале 2008 г. После столь скромного оперного опыта нужно немалое мужество, чтобы замахнуться на четырехвечернюю махину тетралогии. Однако Касторф не ставит перед собой глобальных задач. В недавнем интервью журналу «Шпигель» он заявил: «Я не стремлюсь к созданию “Кольца” столетия и буду счастлив, если мне удастся создать “Кольцо” года». Что, учитывая конкуренцию немецких оперных театров, в юбилейный год Вагнера кующих «Кольца» одно за другим, уже может считаться немалым достижением.
Время действия тетралогии переведено из мифологического в историческое. События протекут от 1945-го — года поражения Германии в войне («Золото Рейна») — до недавнего финансового кризиса в США, краха банковской системы и обвала на Уолл-стрит. Зигмунд выкопает томагавк войны — вместо того чтобы извлечь меч Нотунг из древа мирового ясеня. Мировой пожар, охватывающий жилище богов Валгаллу, в финале «Гибели богов» превратится в пожар на Deepwater Horizon, полупогружной нефтяной платформе сверхглубоководного бурения, которая взорвалась в апреле 2010 г. в Мексиканском заливе у берегов Луизианы, вызвав глобальную экологическую катастрофу.
Ну и, конечно, волшебное золото, которого алчут боги и карлики-нибелунги, в спектакле Касторфа заменено на нефть — черное золото нового века. Музыкальный руководитель и дирижер «Кольца нибелунгов» — Кирилл Петренко, сделавший карьеру в Европе (он родом из Омска). С сентября 2013 г. он сменит Кента Нагано на посту General Musikdirektor'а Баварской национальной оперы.
Дополнят программу фестиваля спектакли прошлых лет: «Лоэнгрин» в постановке Ханса Нойенфельса, в котором жители Брабанта превращены в длиннохвостых крыс и белых мышей, а также эпатажный спектакль Себастьяна Баумгартена «Тангейзер», в котором центральным элементом сценографии является газовая установка, работающая по замкнутому циклу.
Байройт

Непунктуальный Франк Касторф
В Байройте опять запахло скандалом. Накануне открытия фестиваля рассерженный Касторф сетует на чудовищно сжатые сроки работы над «Кольцом» — «как в мыльных операх на ТВ». И утверждает, что ему было отпущено на постановку «Золота Рейна» всего девять дней. «Нельзя сказать, что я часто видел сестер на репетициях», — отмечает он в интервью. От самого Касторфа содиректрисы фестиваля требовали пунктуальности в работе. Это свойство, по признанию режиссера, не является «его сильной стороной». Публичные высказывания Касторфа, однако, не помешали Катарине Вагнер выразить восхищение его спектаклем, который, по ее словам, производит сильное впечатление.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков