Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Зальцбургский фестиваль: Жанны и Будды

Героиней главного оперного фестиваля Европы в этом году станет Орлеанская дева, а одной из центральных тем — поиск единства музыкальных традиций Запада и Востока

Ведомости / Пятница 19 июля 2013
Сегодня вечером в средневековой крепости Хоэнзальцбург, что возвышается над Зальцбургом, пройдет народное гулянье с фейерверками, салютом и фотосессиями. Пышному открытию летнего Зальцбургского фестиваля придана подчеркнуто демократическая интонация. Но фестиваль остается элитарным предприятием. Правда, будущее его пока не очень предсказуемо: нынешний интендант Александр Перейра, не пробыв на должности и двух лет, уходит в La Scala.
На фестивале, как обычно, выступают ведущие оркестры Европы, приезжают раскрученные солисты — Евгений Кисин, Григорий Соколов, Вадим Репин; блистают именитые дирижеры — Марис Янсонс, Зубин Мета, Кристиан Тилеманн, Риккардо Мути. В целом набор остался прежним. Но в концертной панораме не ощущается подлинно творческого подхода: организаторы идут по проторенным дорожкам. Симфонические программы выглядят тривиально; в сериях камерных концертов не прослеживается объединяющей идеи. Репрезентация музыки современных авторов выглядит блекло, не так зазывно и интригующе, как это было в прежние годы, при Маркусе Хинтерхойзере.
Сквозных тем по большому счету три. Первая — Жанна д'Арк. Деве-воительнице посвящены концертные исполнения опер — «Жанна д'Арк» Вальтера Браунфельса (дирижер — руководитель Питсбургского оркестра Манфред Хонек) и «Жанна д'Арк» Верди (в титульной партии — Анна Нетребко). В драматической части программы есть драма Шиллера «Орлеанская дева» в постановке Михаэля Тальхаймера.
Вторая по значимости сквозная тема — внушительный блок ораториальных сочинений сакрально-церковного плана, объединенный общим подзаголовком Ouverture Spirituelle. Эта серия как раз и удлиняет фестиваль, начинаясь с 19 июля. Задействованы маститые «старинщики» — дирижеры Николаус Арнонкур и Томас Хенгельброк, а также японские ансамбли традиционной музыки.
В «Увертюрах» есть оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна и Реквием Моцарта. Но наметился и поворот в сторону буддийской традиции. Ритуальные буддийские гимны и гагаку причудливо соединяются в одном концерте с григорианскими хоралами: поиски высшего единства культур Европы и Азии сейчас актуальная тенденция.
В эту же серию органично встраиваются опусы двух маститых японских композиторов разных поколений — Тори Такемицу, умершего в 1996 г., и его ученика, уже превзошедшего славой учителя, — Тошио Хосокавы. Фактически по количеству представленных сочинений Хосокава — негласный композитор-резидент нынешнего фестиваля, хотя официально об этом не объявлено.
Официальный композитор-резидент фестиваля — британец старшего поколения Харрисон Бертуистл, большую часть жизни пребывавший в тени своего великого соотечественника Бенджамина Бриттена и вышедший из нее только после смерти старшего соперника. По иронии судьбы в год юбилея Бриттена в Зальцбурге чествуют Бертуистла, вплотную приблизившегося к 80-летию. В оперную программу включена его третья опера — «Гавейн», премьера которой состоялась в 1968 г.: на этой премьере Бриттен демонстративно удалился из зала.
Либретто оперы основано на средневековой легенде «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь». Постановочный состав многообещающий: в прошлом году тот же дирижер, Инго Метцмахер, в партнерстве с литовцем Алвисом Херманисом поставил на фестивале «Солдат» Циммермана, спектакль имел беспрецедентный успех.
Кроме двух «Жанн» и «Гавейна» в оперную программу включены еще пять названий: «Люций Сулла» — ранняя опера-сериа Моцарта, «Норма» Беллини, «Так поступают все» Моцарта. 200-летие Верди отметят на фестивале постановками «Дон Карлоса» и «Фальстафа», а 200-летие Вагнера — «Нюрнбергскими мейстерзингерами» в постановке Стефана Херхайма и «Риенци» в концертном исполнении.
Зальцбург. Фестиваль продлится до 1 сентября
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков