Театральная критикаБелые начинаютВ Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко поставили «Итальянку в Алжире» Россини. Редкий случай: из комической оперы получился комический спектакльВедомости / Четверг 30 мая 2013 Оркестр начинает увертюру, не дожидаясь, когда за пультом появится дирижер. Спустя время маэстро Феликс Коробов, демонстрируя недоумение, занимает свое место и возглавляет процесс, доселе успешно обходившийся без него. Однако ни вопрос причинно-следственных связей, ни проблема имитации полезной деятельности далее в спектакле не исследуются. Мысль спектакля скорее в том, что все на свете игра, в том числе и наша жизнь. Этой игре создатели спектакля отдались с радостью. Сценограф Зиновий Марголин воздвиг на сцене шахматные фигуры величиною с корабли — недаром Алжир и Италию разделяет море. Кто кого сегодня победит — сластолюбивый алжирский бей (он играет белыми) или бойкая итальянка (она защищается зелеными)? Ближе к финалу итальянского короля вносят в горизонтальном положении — неужели, пока мы тут пели, он оказался низложен? Если и так, подошва с флагом Италии внушает патриотический подъем. А в углу всю дорогу стоит шахматный столик: нет сомнения, что именно за ним будет сыграна кульминационная мизансцена. Так и происходит, только на доске Мустафу побеждает не ферзь, а рюмки. Беглые итальянцы в это время спасаются на ладье. Режиссер Евгений Писарев — дебютант в опере, но опытный мастер в комическом жанре. Арии, дуэты, стремительные ансамбли и хоры превратились у него в досконально проработанные сценки, в которых несть числа уморительным деталям и обыгрыванию забавных костюмов Виктории Севрюковой. Постановщик работает подробно и профессионально — и артисты играют с блеском и упоением. Среди них — приглашенная звезда, россиниевский тенор Максим Миронов в партии Линдора. Его вокал безупречен — мягкий тембр, легкие верхние ноты, подвижная колоратура, и сценически он воплощенное обаяние. Артисты труппы россиниевскими специалистами не являются, и чем ответственнее партия, тем больше это слышно. Дмитрий Степанович в роли Мустафы пленяет красивым голосом, актерским шармом, знакомой шаляпинской игрой красок, но колоратуры он скорее разыгрывает, чем поет. У Елены Максимовой партия Изабеллы идет неровно — сценический рисунок изящен и точен, верха милы, а в низком регистре растекается тусклый тон, бывают неполадки со звуковедением. Прекрасное впечатление производит ветеран театра Евгений Поликанин в характерной роли Таддео — он подвижен, остр, вокально стабилен и может быть мотором всего ансамбля. Финалы, идущие в ураганном темпе под точную палочку Феликса Коробова, складываются в силу скоростных возможностей поющих. «Итальянка» в «Стасике» — удача со многими оговорками. Разные комические оперы Россини — а не только «Севильский цирюльник» — исполняются у нас теперь нередко, часто — в концертном исполнении силами гастролеров. Одолеть Россини силами штатной труппы сложно. Но можно комбинировать — что и попробовали в театре, пригласив двух россиниевских теноров (во втором составе тоже поет знаменитость — Сергей Романовский) и выставив лучших из своих. Это сложное дело, театр его только начинает, однако дебют партии не проиграл. |