Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Координационная группа, лекция, Минкульт, новые члены АТК, письмо, премия АТК, Седьмая студия, следственный комитет, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Мария Хализева

Кандидат искусствоведения, с 2001 г. Старший научный сотрудник Сектора (Отдела) театра Государственного института искусствознания с 2003 г. (в штате с 2006 г.)

Сфера научных интересов — публикаторская деятельность: участник группы, работающей над изданием дневников директора Императорских театров В. А. Теляковского (проект рассчитан на 6 томов, вышло 4 тома); в числе авторов альманаха «Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века», участник группы, подготовившей к изданию двухтомник «Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства».

Также:

Член Экспертного совета ежегодной Премии «Золотой лист» за лучшую студенческую работу (2008–2013)
Член Экспертного совета ежегодной Премии имени М. И. Царева СТД РФ за успехи в постижении профессии актера драматического театра и воспитание актерской смены (2008–2013)
Член Экспертного совета Форума молодой режиссуры стран СНГ, Балтии и Грузии, проводимого Международной конфедерацией театральных союзов (2010–2011, 2013–2014)
Член Комиссии по критике СТД РФ (2013)
Сотрудничество с издательством «АРТ» («Артист. Режиссер. Театр») СТД РФ. Редактор (совместно с Марией Львовой) книг: Марины Зайонц «„Сегодня“ и всегда. Живая история театра. 1992–2009» (М., 2011) и Алексея Бартошевича «Театральные хроники. Начало двадцать первого века» (М., 2013)
Работа редактором и обозревателем в газете «Экран и сцена» (с 2003 г.), где опубликовано около 200 театральных рецензий
Публиковалась в журналах «Московский наблюдатель», «Театр», «Театральная жизнь», «Сцена», газетах «Культура», «Литературная газета», «Вечерний клуб», «Вечерняя Москва», «Новая газета», «Новые театральные известия», «Петербургский Час пик» и др.; на сайте www.openspace.ru
Автор ряда энциклопедических изданий — «Московский Художественный театр. 100 лет» (М., 1998), «Русский драматический театр» (М., 2001), «Русские писатели» (т. 5, М., 2007), «Большая Российская энциклопедия» (т. 18, М., 2011), электронная энциклопедия www.krugoswet.ru. В числе авторов книги «МХАТ Второй. Опыт восстановления биографии» (М., 2010)
Награды:

Лауреат премии «Московские дебюты» в номинации «театральная критика» (1996).

В прошлом:

Заведующий литературной частью Театра на Малой Бронной (1997–1998)
Редактор издательства «АРТ» («Артист. Режиссер. Театр») СТД РФ (1998–2006)
Образование:

Механико-математический факультет Московского Государственного университета (1989–1994, специальность математика, прикладная математика)
Театроведческий факультет Российской академии театрального искусства (РАТИ, бывш. ГИТИС, 1994–1998, специальность театроведение)
Аспирантура, Российская академия театрального искусства (РАТИ, бывш. ГИТИС), кафедра истории и теории русского театра (1998–2001, научный руководитель — И. Н. Соловьева)
Защита диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Русские театральные справочные издания и их составители», Российская академия театрального искусства (РАТИ, бывш. ГИТИС, 2001)
Страничка в соцсети: https://www.facebook.com/maria.khalizeva
Книги:

Автор-составитель книги «Театр в русской поэзии», в 2 т. (М.: Артист. Режиссер. Театр, 2007).

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

«Тартюф» // Московский Художественный театр. 100 лет. В 2 т. Т. 1. М.: Московский Художественный театр, 1998. С. 153–155.

У истоков энциклопедического жанра // Театральная жизнь. М., 2000. № 8. С. 45–46.

«Драмматической словарь» 1787 года и вопрос о его авторстве // Прикладная психология и педагогика, выпуск № 9, часть 2. М., 2001. № 51. С. 67–70.

Театральная лексика и театральные биографии в «Энциклопедическом лексиконе» Адольфа Плюшара // Русский язык. М., 2001, № 29. С. 5–12.

«Театр Сатирикон. От общедоступности к художественности» // Proscenium. Вопросы театра. 2006. С. 162–172.

Коротко не формулируемый артист. Текст для буклета выставки «Читатель своей жизни», посвященной Виктору Гвоздицкому, проводимой Российской библиотекой по искусству. М., 2008.

«Я, актер, попав в роль критика-зрителя…» Дневник записей впечатлений артистов Первой студии МХТ. Сезон 1916–1917. Публикация, вступительная статья и комментарии // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 4. М.: Индрик, 2009. С. 533–567.

«Зритель — лицо всегда загадочное для артиста…» Письма зрителей, читателей и коллег Михаилу Чехову. Публикация, вступительная статья и комментарии // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 4. М.: Индрик, 2009. С. 585–616.

«В 1825 году» // МХАТ Второй. Опыт восстановления биографии. М.: Московский Художественный театр, 2010. С. 97–99.

Наталья Алексеевна Венкстерн // МХАТ Второй. Опыт восстановления биографии. М.: Московский Художественный театр, 2010. С. 348–350.

«Я — не Ермолова, не Рашель. Я, пожалуй, — современная Адриенна Лекуврёр»: Дневники А. Г. Коонен (1914–1925) / Публ., вступ. статья и коммент. М. В. Хализевой // Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 5. С. 9–175.

«Письма ползут, разминаются в пути, пропадают…»: Переписка А. Г. Коонен и А. Я. Таирова (1943) / Публ, вступ. статья и коммент. М. В. Хализевой // Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 5. С. 272–329.

Канва судьбы: Ф. Ф. Комиссаржевский. Автобиография / Публ., вступ. статья и коммент. М. В. Хализевой // Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 5. С. 792–820.

Материалы конференций:

L’art de M. Tchekhov vu du public. Réflexions sur la réception au théâtre // Mikhail Tchekhov de Moscou à Hollywood du théâtre au cinéma. Paris, 2009. P. 135–141.

Тезисы доклада «Особенности существования специализированного периодического издания в сфере культуры сегодня» (на примере газеты «Экран и сцена»)» // «Социальная миссия и профессия». Материалы Международной научно-практической конференции «Журналистика 2012». М., 2013. С. 415–416.

Коллективные труды:

В. А. Теляковский «Дневники директора Императорских театров. 1903—1906 гг." (М.: Артист. Режиссер. Театр, 2006) и В. А. Теляковский «Дневники директора Императорских театров. 1906—1909 гг." (М.: Артист. Режиссер. Театр, 2011). Подготовка текста, комментарии, указатель.

Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства: В 2 т. М.: Индрик, 2011. Подготовка текста, комментарии, указатель.
Публикации
Об Пушкина. Часть первая
В Пскове продолжается XXVI Пушкинский театральный фестиваль. В блоге ТЕАТРА. дебютируют выпускники Школы Театральных Блогеров, инициированной АТК и поддержанной СТД РФ.
Журнал Театр. / 15 февраля 2019

Фестиваль нового театра открывается в Новосибирске
Его организаторами стали Театр "Старый дом" и "Первый театр".
Театрон / 11 января 2019

Постановка «100% Воронеж» вошла в шорт-лист лучших российских спектаклей
РИА Воронеж / 18 декабря 2018

Ахеджакова: Звание «Человек года» Серебренникова от приговора не спасёт
Народная артистка выразила надежду в эфире НСН, что режиссёр, находящийся под домашним арестом, хотя бы избежит реального срока.
Национальная служба новостей / 17 декабря 2018

Кирилл Серебренников стал "Человеком года" по версии Ассоциации театральных критиков
В тройку лидеров номинации также вошли основатели "Театра.doc" Елена Гремина и Михаил Угаров, театральный режиссер Михаил Бычков
ТАСС / 17 декабря 2018

Ассоциация театральных критиков признала Серебренникова «Человеком года»
Коммерсантъ-Online / 17 декабря 2018

Александр Калягин остался должен псковским театральным блогерам сертификаты
В Пскове состоялся первый выпуск «Школы театрального блогера» при областном театре драмы
Московский Комсомолец Псков / 16 декабря 2018

Эксперт: независимая экспертиза государственных театров необходима перед их оптимизацией
Член Ассоциации театральных критиков Лариса Барыкина отметила увеличение количества театров в стране и их разную творческую интенсивность
ТАСС / 14 декабря 2018

НОВАЯ КРИТИКА НОВОГО ТЕАТРА
Лекторий «Новая критика нового театра» пройдёт 17 декабря в кафе театра «Старый дом». Это вторая лекция просветительского проекта, организованного театром совместно с Ассоциацией театральных критиков.
Эпиграф / 10 декабря 2018

В школе театрального блогера на базе Псковского академического театра драмы завершили первую сессию занятий
Iluki.ru / 09 декабря 2018

Кубань становится по-настоящему театральной
Председатель жюри Глеб Ситковский вручил приз от Ассоциации театральных критиков — диплом «Одному театру» за создание спектакля «С училища»
Московский Комсомолец Краснодар / 04 декабря 2018

Школу театрального блогера открывают в театре «Старый дом»
Известный театральный критик и эксперт «Золотой маски» Алексей Киселёв научит новосибирцев писать интересные рецензии и отзывы к спектаклям, а также расскажет, как правильно смотреть и понимать театральные постановки.
Новосибирские новости / 27 ноября 2018

В Омской драме открывается бесплатная школа театрального блогера
Занятия проведет столичный театральный критик Дина Годер
Новый Омск / 26 октября 2018

АРТЕМ БАСКАКОВ: "ЕСТЬ ГОЛОД В ОБРАЗОВАННЫХ ЛЮДЯХ В ТЕАТРЕ"
Молодёжный художественный театр запускает новый проект – «Школа театрального блогера» Улан-Удэ. Это совместная инициатива Молодёжного художественного театра, секции критики и театроведения Союза театральных деятелей РФ, Ассоциации театральной критики РФ
Первое альтернативное телевидение / 22 октября 2018

В Улан-Удэ объявили набор в «Школу театрального блогера»
Ариг Ус / 17 октября 2018

Интервью с директором Псковского театра драмы Людмилой Цишковской на телеканале «Россия 24»
Зачем псковичам школа театральных блогеров и когда откроется первый в городе театральный клуб? Об этом и не только в интервью с новым директором Псковского театра драмы Людмилой Цишковской.
ГТРК Псков / 11 сентября 2018

Дмитрий Месхиев планирует попробовать себя в качестве театрального режиссера
Андрей Пронин анонсировал, что в планах запустить проект «Школа театрального блогера», который будет вести журналист газеты «Коммерсантъ» Алла Шендерова. «Чтобы научить желающих подробно разбираться в театре, в спектаклях», – добавил он.
Псковское агентство информации / 04 сентября 2018

В Уфе появилась Школа театрального блогера
Открытие Школы театрального блогера состоялось в Башкирском государственном театре оперы и балета
Газета Республика Башкортостан / 01 сентября 2018

Все публикации